Валерий Хорошковский начал грандиозную ПР-кампанию по отбеливанию своего потрепанного имиджа в глазах европейцев. Напомним, что и ПАСЕ в своей резолюции по Украине, и ЕС, в так и не утвержденной оценке политической ситуации в стране, особое внимание уделяло именно критике СБУ, как инструмента политического преследования в Украине. Также европейцы не устают повторять, что руководить спецслужбой, медиа-холдингом и работать в Высшем совете юстиции – для Европы нонсенс.
Позавчера Валерий Иванович совершил вояж в Брюссель, где много говорил о европейских перспективах Украины и сотрудничестве с НАТО, а также пытался всячески показать себя правильным и законопослушным европейским политиком. Венцом визита главы СБУ стал ужин с депутатами Европарламента в одном из самых известных Брюссельских ресторанов «La Maison du Cygne».
Находится он в «Доме Лебедя» на центральной площади Гранд Плас. Для европейцев, на самом деле, стало шоком приглашение пообщаться от главы украинской спецслужбы, и само это событие даже вызвало резонанс в европейской прессе. Накануне ужина европейские журналисты смаковали изысканным меню ресторана и предвкушали, как Хорошковский будет задабривать депутатов уткой с медом, огурцами и картошкой за 78 евро, и как гости будут распивать французские вина из 20000-го запасов ресторана.
По данным издания «EUobserver», пиаром Хорошковского на Западе занимается компания «Glocal Communications», и она рассылала приглашения на ужин. Издание утверждает, что это же агентство организовывает встречи с европейцами многим украинским чиновникам, но оно не зарегистрировано в списке лобби Европейской комиссии и отказывается оглашать список своих клиентов.
Хотя участники чествования утверждают, что были гостями именно украинского посольства, а потому логично спросить у власти, а кто же оплатил званый ужин Хорошковского, неужели дипломаты?
О том, кто организовывал Хорошковскому это мероприятие, о чем там шла речь, и в чем глава СБУ пытался убедить европейцев, «Главкому» рассказал член Европарламента от Великобритании, отужинавший с главой СБУ, Чарльз Теннок.
Господин Теннок, это правда, что вы во вторник вечером ужинали с главой СБУ Валерием Хорошковским?
Да, действительно, я во вторник вечером ужинал с Валерием Хорошковским в Брюссельском ресторане «La Maison du Cygne».
Какова была цель этой встречи, о чем шла речь во время ужина депутатов Европарламента с Валерием Хорошковским?
Мы пришли на ужин в качестве гостей украинского посольства и посла Украины в НАТО и Бельгии господина Долгова, также там был Константин Елисеев. Присутствовал еще переводчик. Туда пригласили заинтересованных в украинском вопросе членов Европалрамента из группы социалистов, консерваторов-реформистов и прочих. То есть всех тех, кто хотел услышать о том, что происходит в Украине в сфере безопасности. Господин Хорошковский – неоднозначная фигура. Я ему сказал, что на него напрямую было указано в резолюции Европарламента, которая так и не была принята. Есть указания на то, что он использует СБУ для политических целей. Конечно же, он все это во время ужина отрицал.
Я спросил у него про конфликт интересов, ведь он кроме работы в СБУ является еще и меда-магнатом, собственником телеканала «Интер», а также является членом Высшего совета юстиции. Мой вопрос по поводу того, так ли это на самом деле, ведь это неприемлемо в любой другой европейской стране, прозвучал достаточно прямо. Честно говоря, я задал ему сложный вопрос. И он дал умелый ответ, как умный и опытный политик. По его словам, он больше не управляет своим бизнесом, «слепо доверив» это своим юристам. Есть в Соединенном Королевстве такой юридический термин «Слепое доверие», когда люди полностью поручают управлять своим бизнесом третьим лицам. Конечно же, господин Хорошковский сослался на Сильвио Берслускони, итальянского медиа-магната, который занимает пост премьер-министра.
Несмотря на это, я все же думаю, что это очень большая проблема для Украины, что глава секретной службы имеет очень большой бизнес. Ведь он знает очень много важной информации, в том числе и данных, которые являются коммерческой тайной и могут помочь его бизнесу. Честно говоря, нас его ответы не убедили, но он все-таки держался хорошо.
Когда я спросил его о влиянии на судебную систему и членство в ВСЮ, его аргументом было то, что он работает там, чтобы убедится, что судьи не занимаются коррупцией, не исполняют чьих-то незаконных указаний и не берут взяток. По его словам, его юридическая квалификация позволяет работать там, и только он с его секретной службой может разобраться, были ли судьи вовлечены в незаконные коррупционные схемы и скандалы в прошлом.
В то же время он отметил очень интересную вещь, как по мне. Он пообещал, что если для международного сообщества будет так неприемлемо его пребывание в Высшем совете юстиции, то он уйдет в отставку с поста члена ВСЮ.
Можете точно сказать, столько членов Европарламента были на ужине, была информация о 15 приглашенных?
Настолько я помню, было около семи евродепутатов. На самом деле, мы сидели да длинным столом, и я мог кого-то не разглядеть на том конце. Кто-то мог не придти.
Для вас вообще нормально было иметь встречу с главой украинской спецслужбы? Вы представляете для себя подобную встречу с главой ЦРУ или Ми-5?
Он нам объяснил, что в Украине СБУ имеет не только разведывательные, но и правоохранительные функции. В нашей стране Ми-5 не имеет никаких полномочий обеспечивать правопорядок. По его словам, полномочия СБУ намного шире обычной спецслужбы.
Конечно, я был заинтересован во встрече с таким человеком. Честно говоря, это, наверное, украинская традиция, а не европейская, чтобы глава секретной службы занимался политическими делами. В моей стране спецслужбисты - карьерные работники, они не имеют бизнес или политического влияния. Такова украинская традиция. Откровенно, предыдущее правительство поступало таким же образом. К примеру, господин Турчинов в правительстве Тимошенко также не был карьерным работником СБУ. То есть, мы не можем критиковать за это только нынешнее правительство. Но, все же, назначение Хорошковского вызвало много замечаний со стороны ЕС, и он это понимает.
По вашему мнению, является ли ресторан «La Maison du Cygne» одним из самых дорогих в Брюсселе?
Я бы так не сказал. Мне приходилось там часто бывать с другими официальными делегациями, и его называть самым дорогим не приходится. На самом деле, я не видел счет за наш ужин, но это точно не самый дорогой ресторан. Очень хороший – это да, но я был и в более дорогих ресторанах Брюсселя.
Вам известно, кто платил за ужин?
Мне это не известно. Но мы были гостями посольства Украины в Бельгии.
Вы уже упоминали о резолюции Европарламента по Украине. По сравнению с предыдущим проектом, много ли правок туда будет внесено?
Не могу сказать точно. Резолюцию Европарламента по Украине напишут с чистого листа, взяв во внимание заключения о проведенных в Украине местных выборах. По этому поводу я лично и моя группа внесла много поправок. Посмотрим, какой она получится, надеюсь, эта резолюция будет более сбалансированной, чем предыдущая. Но в ней обязательно будут отображены существенные проблемы с проведением выборами. Мы имеем отчеты из Киева, что некоторые партии не смогли зарегистрировать своих кандидатов, и это имело системный характер. Несомненно, что эти факты найдут свое место в новой резолюции, но ее текста я еще не видел.
Вы говорите более сбалансированная. Может, более позитивная?
Мы всегда хотим быть более позитивно настроенным к Украине. Не наша прерогатива прямо вмешиваться во внутренние дела Украины, ведь у нас у всех есть свои предпочтения, это естественно. К примеру, никто не скажет, что я близок к Партии регионов, они сейчас в хороших отношениях с социалистами. Я же всегда был дружественно настроен к «оранжевой команде». Но я, прежде всего, друг всей Украины.
Я поддерживаю стремление Украины быть членом Европейского Союза и НАТО. Надеюсь, когда-то так и будет, мы должны держать дверь в Европу для Украины открытой. Но новая украинская власть должна доказать свое стремление интегрироваться в европейские структуры. В то же время, есть информация о серьезных откатах от демократических стандартов, которые были после Оранжевой революции. Уверен, что есть стремление вернуть все назад, к примеру, есть случаи ущемления свободы слова и нападения на журналистов. Надеюсь, что украинское гражданское общество достаточно сильно для того, чтобы противостоять этим тенденциям.
В Украине многие говорят о том, что Валерий Хорошковский любой ценой хотел убедить европейцев убрать из резолюции Европарламента упоминания о СБУ. У вас сложилось такое впечатление?
Можете спросить у кого угодно, тема резолюции вообще не поднималась во время ужина с Валерием Хорошковским. Только вчера было принято решение отложить ее принятие. То есть, во время ужина мы об этом даже не знали. Главными темами для дискуссий были общая ситуация в Украине, перспективы вступления в ЕС и экономические реформы, ведь Хорошковский был когда-то министром экономики. Много говорили о его конфликте интересов, пребывая сразу в трех ипостасях – главы СБУ, члена ВСЮ и меди-магната. И его ответы по этому поводу меня не убедили.
Кстати, социалисты задавали те же вопросы, не менее острые. Думаю, он был достаточно смел, чтобы встретится лицом к лицу с критично настроенными членами Европарламента. Скажу честно, он очень хорошо держится на публике.
После такой встречи, можете предположить, что упоминание об СБУ исчезнет из резолюции?
Я не знаю. Это никак не зависит от нашей встречи.
Можете назвать точную дату, когда же эта резолюция все же будет принята?
Саммит «Украина-ЕС» состоится 22 ноября. Потому я думаю, что резолюцию по Украине примут 23, 24 или 25 ноября, в зависимости от того, на когда назначат голосование. Но это точно будет после саммита.
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.