У каждой из сторон своя правота. Владельцы рынка резонно отмечают, что торговцы платят примерно одинаковую аренду уже три года; рост сравнительно умеренный. Вполне здраво и то возражение, что бунт разгорелся не на собственно “Привозе”, а в построенных за его пределами павильонах: в конце концов, никто не заставляет торговцев их арендовать. Торговцы, в свою очередь, ссылаются на требование закона об экономически обоснованных и утвержденных местной властью тарифах на рыночные места: да, они платили высокую аренду несколько лет, но больше не хотят этого делать.
Между тем, все участники конфликта вокруг “Привоза” не понимают главного: ситуация на этом рынке поставила Одессу на грань экономической катастрофы. Это даже не аэропорт и не побережье. Речь о коллапсе экономической основы среднего класса Одессы: 7-го километра.Какое отношение имеет “Привоз” к 7-му км? Все дело в том, что “Привоза” в традиционном понимании уже не существует – он стал вещевым рынком. И торговцы берут эти вещи в кредит у оптовиков 7-го километра.Суммы? Сотни тысяч долларов. На одного торговца.
В масштабах рынка? Сотни миллионов долларов.
Это те суммы, на которые торговцы “Привоза” суммарно набрали товарный кредит на 7-м.И они не могут выплатить этот кредит.С начала кризиса вещевые торговцы “Привоза” работают в убыток. Зарплата реализаторов остается на уровне 60 грн в день. Выторги падают вертикально. Но арендная плата растет, несмотря на жесточайший кризис. Выросла и этой зимой, впервые вне сезона.Двести пятьдесят долларов за квадратный метр. 1,700 долларов за ларек. В месяц. Из них 800 грн официально, остальное без единого документа. Не может быть? Значит, врут десятки торговцев.
Сравнить? На Малиновском 25 грн – в 90 раз меньше, чем на “Привозе”. На “Северном” – около 100 грн – в 20 раз меньше.
Торговцы не могут уйти. Они набрали товара, кредитов, многие заложили свои квартиры. Сейчас они пытаются отсрочить обвал – проедают товарные кредиты, покрывая за их счет свои убытки.
Это классическая пирамида, только не в финансовом кредите, а в товарном. Она не может не обвалиться. И тогда она потянет за собой 7-й км, разорив десятки тысяч семей.
Можно сколько угодно говорить о проблемах “Привоза”. Чего стоит только тот факт, что с торговцами не заключают договора аренды. Соответственно, они не могут зарегистрироваться частными предпринимателями. Весь “Привоз” работает незаконно; при проверках закрываются целые ряды. Нет документов на товар, не оформлены работники.
Или отношение администрации рынка к торговцам. Когда стариков, пришедших продать ящик фруктов со своей дачи, охрана вышвыривает с рынка, а их пожитки растаптывает по земле, потому что утром у них нет денег оплатить стоимость места. Грязь, антисанитария, торговля вперемешку продовольственными товарами и химией, воровство, отсутствие контрольных весов. Торговцев, все деньги вложивших в товар, выкидывают из контейнеров, если они просрочили аренду на несколько дней. Если они не просрочили аренду, их все равно выкидывают, когда появляется новый клиент на их контейнер. Два года они не могут встретиться с хозяином рынка – просто поговорить.
Это проблемы не только торговцев: вся арендная плата транслируется в заоблачно высокие цены на рынке. Многие предприниматели намерены свернуть свой нехитрый бизнес, как только им удастся распродать кредитный товар.
Люди доведены до отчаяния. Обещания самоубийства вполне реальные. И если на “Привозе” произойдет социальный взрыв, то масштабы его будут неимоверно больше всего того, что Одесса видела за последние два десятка лет.
Ситуация на “Привозе” должна быть немедленно урегулирована по трем направлениям:
1. Владельцам рынка необходимо договориться с торговцами о разумной цене места. Сейчас различие между ними велико: торговцы хотят платить 350 гривен за метр, с них требуют 250 долларов. На какой-то сумме обеим сторонам придется договориться.
2. С торговцами должны быть заключены долгосрочные договора на всю сумму арендной платы. Владельцы рынка могут минимизировать налоги после инкассации.
3. На рынок должны прийти профессиональные менеджеры, которые найдут общий язык с торговцами и наведут порядок на рынке. У “Привоза” есть пример “Нового рынка” – аккуратного, чистого, без особого криминала и конфликтов.
|
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
|